Главная»Наш сад»Методический блок

Методический блок

 

«Советы воспитателям и родителям»

Андрей Максимов «Как не стать врагом своему ребенку»

Советы взрослым 10 главных правил воспитания

  1. 1.Считайтесь с ребенком

К ребенку нужно относиться не как к ученику, а как к учителю. Ведь дети всегда естественны и искренни. Помните, что ребенка мы рождаем для мира, а не для себя. Поэтому неправильно относиться к нему как к игрушке. Если ребенок что-то просит, а вы говорите: «Мало ли чего ты хочешь», такой ребенок не поднесет в старости стакан воды.

  1. 2.Будьте равными

Наказать или пороть ребенка за двойку можно только, если вы будете пороть мужа за маленькую зарплату или жену за невкусный обед. В семье должно быть равенство, ведь ребенок – тоже человек. А у нас ребенок – самый бесправный. Перед тем как сделать ребенку замечание, представьте, что вы то же самое говорите жене или мужу.

  1. 3.Дайте ему право на ошибку

Ребенок должен совершать ошибки. Без них его жизнь становится бессмысленной. Не надо думать, что если подстелить соломку, ребенок упадет именно туда. Он упадет куда угодно, но только не туда, куда хотят взрослые.

  1. 4.Объясняйте!

Запреты с детьми не работают. Взрослый должен объяснять, а не ругать. С ребенком надо быть настойчивым только в том, что касается его здоровья. К сожалению, дети не понимают зависимости между прогулками по лужам и простудой, между поеданием чипсов и болезнью желудка. Хороший способ запретить – затеять игру. Например, не едим и не пьем все то. Чего нет в природе.

  1. 5.Учитывайте интересы ребенка.

Представьте, что ребенок будет заставлять вас есть невкусную еду, потому что это полезно, заниматься на досуге не тем, что нравится, а тем, что приносит пользу, любить и уважать то, в чем вы не видите смысла. То есть все то, что вы заставляете делать его. Представьте, что бы вам пришлось пережить. С годами эта пружина стягивается, и в 15 лет ребенок может стать наркоманом, потому что ему не дали почувствовать себя человеком.

  1. 6.Найдите призвание

Ребенок хочет сидеть дома и не вылезает из компьютера – значит, у него нет призвания. Это трагедия, ведь призвание – это желание. Родители должны дать меню возможностей – ходите на танцы, футбол, лепку или плавание. Если выберете призвание за ребенка, то станете ему врагом, ведь он сам должен выбрать то, что ему нравится. Это выбор его заработка, счастья или несчастья. Наблюдайте за детьми с четырех лет. Если ребенку ничего не интересно, значит плохо наблюдали и не помогли ему найти призвание.

  1. 7.Не сравнивайте

Не говорите ребенку: «Маша понимает с первого раза, а тебе надо объяснять одно и то же много раз». После этих слов понимать он лучше не станет, а комплексами обзаведется. Зато, например, ваш ребенок умеет красиво рисовать, а Маша нет, ведь Бог – штучный мастер.

  1. 8.Отведите ребенку личную территорию

Не заставляйте ребенка убираться в его комнате, ведь это его мир, и он хочет жить именно так. Собственная комната не будет убрана до тех пор, пока он не приведет домой любимого человека. И все уберется само. А до этого пусть живет как хочет, ведь это его личная комната.

  1. 9.Не лгите

Дети всегда видят ложь. Если у папы новая любовь, не думайте, как сказать об этом ребенку: он все почувствует сам. Главное – не скрывать правды. Например, мой сын знает про меня больше, чем моя жена.

10.Прочь негатив

Не подходите к ребенку в плохом настроении: он чувствует вашу энергетику. Если тянете руки к младенцу после скандала и ссоры, он это впитает в себя. «Смойте» негатив, прежде чем обнять ребенка. Если муж после работы пришел злой и усталый – не пускайте его к ребенку, пока он не примет душ. Ведь дети даже плакать начинают, когда подходишь к ним в раздражении!

 

Тексты для пересказа

 

ОСЕННИЕ ДОЖДИ

 

Осенние дожди совсем не похожи на летние. Дождь осеннийморосящий. Как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, неделю не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь. По Г. Скребицкому

 

                                                                                  

 

                                                             ОСИНА

 

Хорош осиновый лес в осенние ясные дни. В пурпурно-красный цвет окрашена листва. Чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Тут и там под ними красноватые шляпки поздних грибов-подосиновиков. Шелестит под ногами пожелтевший папоротник, и еще горче пахнет в осиновом лесу. По И. Соколову-Микитову.

 

 

 

ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ ОБ ОСЕНИ

 

  • Осенью серенькое утро, красненький денек.
  • Осеньзапасиха, зимаподбериха.
  • Лето со снопами, осень с пирогами.
  • Октябрь землю покрыл где листком, где снежком.
    • Ноябрьсентябреев внук, октябрев сын, зиме родной брат.
      • В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, рве, сверху льет, снизу метет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиграйте с ребенком дома

 

                         Консультация для родителей

 

                          

 

 Рассказ в картинках

 

  • Перемешайте фотографии и разложите их на столе перед ребенком.
    • Попросите ребенка вспомнить последовательность событий, изображенных на этих снимках, и разложить их в соответствующем порядке.
      • Предложите рассказать о том, что изображено на фотографиях.
      • Подскажите, если у ребенка возникнут затруднения.

 

Вариант игры.

 

Выберете по несколько фотографий, изображающих разные события, например, день рождения мамы (папы), поездка на море, празднование Нового года. Разложите их перед ребенком и предложите рассортировать в хронологическом порядке.

 

Измененные голоса

 

  • Поговорите с ребенком о том, какими способами можно изменить голос.
  • Выберите какую-то простую фразу, например: «Я люблю мороженое» - и предложите ребенку произнести ее ребенку разными способами:

 

-Зажав нос.

 

-Сложив руки чашечкой вокруг рта.

 

-Поджав губы.

 

-Зажав рот рукой.

 

-Тихо (громко).

 

-Пропевая слова.

 

Обыгрывание звуков

 

  • Предложите ребенку произнести звуки, которые издает тот или иной предмет, например, пожарная машина, барабан, труба и др.
  • Пусть ребенок составит предложения со словами-названиями этих предметов.
  • Попросите ребенка, чтобы при произнесении предложений эти слова он заменял соответствующими звуками:

 

- Я вижу огонь. Видимо, начался пожар. Сюда подъезжает… (звучание сирены пожарной машины). И т.д.

 

Отправляемся за покупками

 

  • Побеседуйте с ребенком о разных видах магазинов, в которых он любит делать покупки.
  • Решите вместе, в какой магазин вы сейчас якобы отправитесь.

 

По сигналу «Начали!» засеките, сколько разных вещей ребенок сможет купить в этом магазине и назвать их.

 

Используйте секундомер.

 

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка

 

   Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще до нашей эры в Китае. Игра с участием рук и пальцев приводит в гармоничное отношение тело и разум, поддерживает мозговые системы в оптимальном состоянии.

           Пальчиковая игра — это массаж пальчиков. Здесь происходит поглаживание кисти рук; растирание пальчиков от кончиков к основанию с применением небольшой силы для увеличения чувствительности; легкое надавливание на верхнюю фалангу пальца; растирание по кругу от кончика к ладошке; взять пальчик за верхушку и тихонько вращать по часовой стрелке.

   Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. Под каждый прием можно выбрать потешку.  

               Пальчик большущий, пальчик здоровущий.

               Ты расти – вырастай силу, ум развивай

               Пальчик указательный разумный и внимательный.

               Ты расти – вырастай ума – разума нам дай.

               Вот и средний пальчик наш, мы его потрем сейчас.

               А теперь потрем мы пальчик безымянный великанчик,

               Ты давай расти скорей, скажешь имя поскорей,

               Вот мизинчик маленький – подрастай мой славненький.

В Японии широко используют упражнения для ладоней и пальцев – с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие оказывает перекатывание между ладонями восьмигранного карандаша, грецкого ореха Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая».

Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Игра с участием рук и пальцев играет очень важную роль. С ее помощью развивается не только мелкая моторика, но также и речевой центр ребенка.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому необходимо уделять больше внимания развитию движения пальцев рук и совершенствованию мелкой моторики рук ребенка. У большинства детей с задержкой речевого развития наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, нескоординированные). Благодаря пальчиковой гимнастике ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.                              

   Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.    

       Наши пальчики проснулись,

       Потянулись, потянулись…

       И встряхнулись…

     По ладошке побежали

       Побежали, побежали,

       Поскакали, поскакали

       И устали. Сели отдыхать.

Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Помогайте ребенку координировано и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то, чтобы малыши овладевали простыми, но жизненно важными умениями – правильно держать ложку, чашку, карандаш, умываться.

   В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

 

                             Самые простые упражнения

                             Пальчиковая гимнастика

Очки. Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.

Бинокль. Большой палец каждой руки вместе с остальными образуют кольцо. Посмотрите в «бинокль».

Зайчик. Указательный и средний пальцы разведены в стороны, остальные прижаты к ладони. Заяц шевелит ушками.

Коза. Указательный и мизинец разведены в стороны, остальные пальцы прижаты к ладони. Коза бодается.

Ножницы. Указательный и средний пальцы правой и левой рук имитируют стрижку ножницами.

Дом. Соединить наклонно кончики пальцев правой и левой рук.

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.

                       Потешка «Прятки».

Сжимание и разжимание рук в ритме стиха:        

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так –

Так головки убирали.

                     «Птички»

Полетели птички,

Птички-невелички.   (Пальцы переплетены, ладони сжаты)

Сели птички. Посидели.

Опять полетели.       (Поднимаем и опускаем пальцы в соответствии с ритмом стиха.)

                     "Пальчики здороваются"

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской курице.

(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков остальных пальцев.)

                   Массаж пальцев.

Мышка мыла лапку –

Каждый пальчик по порядку.

Вот намылила большой,

Сполоснув потом водой.

Не забыла и указку –

Смыв с нее и грязь, и краску.

Средний мылила усердно –

Самый грязный был, наверно.

Безымянный терла пастой –

Кожа сразу стала красной.

А мизинчик быстро мыла –

Очень он боялся мыла…

   Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произношением текста.

Театрализованная деятельность в детском саду по ФГОС

 

 

 

“Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”

 

(Б. М. Теплов)

 

В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность одна из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, знакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи. Театрализованная   деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.

 

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

 

Мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

 

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

 

Содержание работы с детьми по театрализованной деятельности в ДОУ организуется следующим образом

 

  • Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
  • Задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • Игры-превращения, образные упражнения;
  • Упражнения на развитие детской пластики;
  • Ритмические минутки;
  • Пальчиковый игротренинг;
  • Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
  • Театральные этюды;
  • Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;
  • Просмотр кукольных спектаклей.

 

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, стараемся решать комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.

 

Социально-коммуникативное развитие

 

• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

 

• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

 

воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

 

• развитие эмоций;

 

• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

 

Познавательное развитие

 

• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

 

• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);

 

• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

 

• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

 

Речевое развитие

 

• содействие развитию монологической и диалогической речи;

 

• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;

 

• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);

 

Художественно-эстетическое развитие

 

• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

 

• развитие воображения;

 

• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

 

• создание выразительного художественного образа;

 

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

 

• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

 

Физическое развитие

 

• согласование действий и сопровождающей их речи;

 

• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

 

• выразительность исполнения основных видов движений;

 

• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

 

Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское  творчество. В каждой возрастной группе были пополнены театральные уголки.

 

В своей работе воспитатели используют разные виды театра:

 

1.Пальчиковый театр способствует развитию речи, внимания, памяти; формирует пространственные представления; развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.

 

2.Театр картинок и фланелеграф. Развивают творческие способности; Содействуют эстетическому воспитанию; Развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.

 

3.Театр кукол на столе способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т.д.)

 

4.Вязаный театр. Развивает моторно- двигательную, зрительную, слуховую        координацию; Формирует творческие способности, артистизм; Обогащает пассивный и активный словарь.

 

5. Конусный, настольный театр. Помогает учить детей координировать движения рук и глаз; Сопровождать движения пальцев речью. Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

 

6.Театр на перчатке. Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами; Помогает справиться с переживаниями, страхами; Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.

 

7.Театр кукол Би-ба-бо. Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой и т.д.

 

     Знакомство детей с театральной куклой - бибабо ­и театрализованными играми лучше начинать в первой младшей группе. Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки, которые показывают вос­питатели и старшие дошкольники, - это создает радо­стную атмосферу.

 

Начиная со второй младшей группы детей после­довательно знакомят с видами театров, основами актер­ского мастерства. для этого используют этюдный тре­наж, помогающий развить внимание и восприятие; при вить навыки отображения различных эмоций, на­строений, отдельных черт характера.

 

 В средней группе кукольный спектакль следует объединить с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атри­бут - ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зри­теля. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсце­нировке (постановке, спектакле) как актеры драматического те­атра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.

 

В старшей группе все дети активно участвуют в театрализован­ных играх и драматизациях.

 

В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами.

 

Названные игры дают детям возможность применить получен­ные знания, проявить творчество в различных видах театральной деятельности.

 

Театрализованная деятельность – один из любимых видов детской деятельности, занятия театром всегда несут детям радость, пользуются у них неизменной любовью, но не только в этом их ценность. Театрализованные представления способствуют формированию выразительности речи и движений, формирует привычку к публичным выступлениям, необходимую современному члену общества, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

 

 

 

Как правильно читать ребенку?

Исследования показали, что то как быстро ребенок научится читать и полюбит ли он чтение, зависит от того, сколько его родители читали ему в детстве.

Сколько читать ребенку? – спросите вы.

Детям, которые показывают хорошие результаты в чтении, а главное, проявляют интерес к книгам, в детстве родители читали минимум 10 минут в день.

Некоторые малыши даже сами учатся читать, когда им кто-то читает вслух. Они просто смотрят на текст и запоминают начертание слов и их звучание. Эти дети – прирожденные чтецы, и такое встречается довольно редко. Такие малыши, как правило, умеют читать уже в возрасте 3 лет.  Основной же массе ребят научиться читать довольно сложно и могут потребоваться годы, чтобы они полюбили чтение.

Как же привить ребенку любовь к чтению?

Всем известно, что легче всего ребенок берет пример с того, кого любит. Лучший способ показать малышу, что вы его любите — проводить с ним свое свободное время. Замечательная возможность провести с пользой время с ребенком – почитать ему.

Мудрые родители читают малышу каждый день, и это очень хорошая традиция. Порой эта традиция сохраняется долгие годы и переходит из поколения в поколение. Некоторые пожилые супружеские пары продолжают читать друг другу вслух перед сном – дети выросли и разъехались, а привычка осталась.

Если родители читают малышу каждый день, обсуждают прочитанное, он получает от процесса чтения положительные эмоции, понимает, что чтение – это познавательно и увлекательно. Сначала мы читаем ребенку вслух, потом он осознает, что может читать сам и самостоятельно узнавать что-то новое и интересное.

Чтение, или как правильно читать малышу


Читать малышу нужно практически с самого рождения. Когда малыш начнет держать головку, можно класть его на животик и показывать книжку с крупными картинками, сопровождая чтением стишков или пением потешек.

В возрасте 2-3 месяцев младенец уже может воспринимать цвета: черный и белый. Американские ученые, разработавшие программу «Шаги младенца», рекомендуют родителям сделать книги «Черное в белом» и «Белое в черном». Для этого нужно листы плотного картона сложить книжкой (можно использовать и отдельные листы в виде карточек) и сделать страницы: на черном фоне белый круг, а в белом круге - черный предмет (слон, бабочка, листочек). И наоборот: на белом фоне черный круг, а в нем - белый треугольник, кружок, квадрат. К этим страничкам добавьте звуковое сопровождение. Дети воспринимают ритм, интонацию, мелодику маминого голоса. Если вы показываете ребенку изображение слона, то можно воспользоваться строчками стихотворения Бориса Заходера «Слон»:

Больше всех на суше он,
Очень, очень добрый СЛОН.
Видно, даже у зверей
Тот и больше, кто добрей!

Изображение бабочки сопроводить строчками из стихотворения Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха»: "Бабочка-красавица, кушайте варенье, или вам не нравится наше угощенье?"

Правда, когда ребенку исполняется 6-8 месяцев, и он начинает активно двигаться, ползать, читать ему книжки становится достаточно сложно или практически невозможно. Скорее всего, все ваши попытки почитать малышу книжку с показом красочных картинок будут заканчиваться неудачей. И совсем не потому, что малышу это неинтересно - напротив, даже очень! Именно поэтому он каждый раз при виде раскрытой книги старается изловчиться и выдрать картинку, чтобы попробовать ее на вкус, смять страницу. В этом возрасте ребенок познает мир «через рот» - а как же без этого! Но это совсем не значит, что необходимо прекратить чтение. Наоборот, покупайте книги с толстыми ламинированными страницами. Такие книги удобно держать и можно отдать в руки малышу без страха, что книга будет "«съедена», разорвана, помята и совсем испорчена. А главное, учась самостоятельно перелистывать страницы, ребенок знакомится с назначением книжки, а заодно и развивает мелкую моторику.

Для детишек 9-11 месяцев детский и семейный психолог Екатерина Бурмистрова рекомендует самодельный домашний фотоальбом. Напечатайте крупным планом дубли фотографий самых дорогих ребенку людей и вставьте их в крепкий альбомчик. Тут могут быть фотографии не только людей, но и кошек-собак, если таковые имеются в доме, машины, коляски, кроватки - словом, всех тех предметов, которые малышу хорошо знакомы.

Вообще, ребенок до 1-2-х лет воспринимает книжку как игрушку, а поэтому в ней самое главное - красочность, яркость иллюстраций, их крупный размер. Что касается текста под картинкой, будет вполне достаточно пары строчек на страницу, если это сказка, и четверостишия, если стихи.

В 2 года чтение должно носить обязательный характер. Именно в этом возрасте (как считают многие ученые) у ребенка формируется культура чтения. В данном возрасте детишкам по-прежнему нужны книжки с картинками и небольшими текстами. Это могут быть стихи А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака, Б. Заходера, Д. Хармса, коротенькие рассказы В.Сутеева «Сказки в картинках», сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Лисичка со скалочкой». Советую приобрести пальчиковый театр, тогда можно будет читать текст и одновременно показывать персонажей сказки.

Многие молодые родители сейчас увлекаются видео- и аудиосказками. Конечно, они важны всем, в том числе и взрослым: воспроизведенные в художественных образах мастерами слова, кино, и театра эти сказки сильно действуют на воображение детей и многому их учат. Но всё же ребенок тут лишь зритель. А вот читает мама сказку вслух или папа что-то рассказывает, и тут же раздается то смех, то вопрос, то реплика. Особенно понравившиеся места можно перечитывать много раз. Невольно приходят на память слова из стихотворения И. Сурикова «Детство»:

Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на печь
К бабушке седой.
И начну у бабки
Сказки я просить;

И начнёт мне бабка
Сказку говорить...

Теплота этих минут остаются с человеком на всю жизнь. И даже если сказка, рассказ совсем простые, важно, что они рассказываются родным человеком, родным голосом. Это живое общение с ребенком, которое не может заменить никакое техническое.

Рекомендации, на которые следует обратить внимания, читая детям.

1. Перед тем, как начать ребенку читать книгу, обязательно выключите телевизор, магнитофон и другие источники зрительного и слухового раздражения.

 2. Не заставляйте ребенка долго ждать, пока закончите какие-то дела, и тем более не говорите с другими людьми (в том числе по мобильному телефону), пока общаетесь со своим маленьким слушателем.

 3. Ребенка нужно посадить так, чтобы он мог хорошо видеть Ваше лицо и следить за мимикой, артикуляцией.

 4. Для чтения важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно использовать время перед сном (дневным или ночным). Не думайте, что вы балуете малыша, читая ему в постели. Эти минуты принесут крохе не меньше пользы, чем сам сон.

 5. Читайте ребенку по несколько раз, а после задавайте ему вопросы о прочитанном. Все это не только развивает речь, но и формирует образное мышление, развивает память и внимание. Если малыш просит почитать многократно одну и ту же сказку, стишок, удовлетворяйте его желание. Повторение знакомого произведения дает малышу ощущение стабильности.

 6. Отвечайте только на вопросы, которые по ходу чтения задает сам малыш.

 7. Читайте обязательно с выражением, меняя интонацию в зависимости от персонажа.

 8. Если ребенок не очень любит слушать чтение или быстро теряет интерес к книге, то упрощайте текст, делайте выразительные паузы, остановки на самом интересном моменте. Можно читать маленькими отрывками, насколько хватает внимания малыша.

 9. Обязательно показывайте иллюстрации.

 10. Ели ваш малыш относится с осторожностью ко всему новому, расскажите ему заранее, что вы планируете почитать с ним новую книгу, дайте самостоятельно рассмотреть картинки.

 11. Не забудьте похвалить маленького слушателя.

 12. При покупке книг для малыша стоит обращать внимание на качество: никакой пахнущей краски и расслаивающихся страниц, крепкий корешок и отсутствие раскладывающихся объемных деталей, которые легко оторвать и засунуть в рот.

 13. Детские психологи рекомендуют проверять содержание книги до того, как вы начнете читать ее малышу. Прочтите сами несколько страничек. Соотнесите содержание книги с возрастными возможностями своего ребенка.

14. Желательно иметь книги «для кухни». Пока Вы готовите обед, ребенок может рассматривать иллюстрации. Чтение можно использовать во время кормления (особенно, если ребенок плохо ест). Также хорошо иметь «книги для ванны», «для транспорта», «для поликлиники».

           Вопросы, которые вы можете задавать ребенку о любом прочитанном тексте: сказке или рассказе, статье в журнале или книге. Постепенно он приучиться задавать их себе самостоятельно.

Что? Что это за история, о чём? Что произошло? Что говорили (думали, чувствовали) герои?

Что они думали о будущем? На что они надеялись? Что могло бы (должно или не должно было) произойти?

Когда? Как давно это было? Когда это произошло? Что случилось до этого? Что произошло дальше? Что означает: «Когда-то», «Давным-давно»? где? Где это случилось? Можешь себе представить это место? Это реальное или придуманное место? Где еще это могло происходить?

Кто? Кто это написал? Как ты думаешь, кто здесь главный герой? Кто помогал главному герою?

Кто мешал ему и почему? Кто здесь может служить положительным примером?

Как? Как это началось? Как это случилось? Как это закончилось? Как это могло бы закончиться?

Как бы ты закончил эту историю?

Почему? Зачем автор написал это произведение? Почему всё случилось именно так? Кто рассказывает нам эту историю и почему? Зачем её читать?

            Только поговорив о прочитанном, вы сможете выяснить, действительно ли ребенок понял произведение. Это очень важно, так как если малыш не понимает чего-то, он теряет к этому интерес. Мы, взрослые, принимаем чтение как должное. Для ребенка же чтение – не простой процесс, его разум постоянно работает, пытаясь разобраться в прочитанном. Ему необходима наша помощь, чтобы понять, что стоит за печатным словом, на что стоит обращать внимание, что ему со всем этим делать.

 

СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Основные сведения

Структура и органы управления образовательной организацией

Документы

Образование

Образовательные стандарты

Руководство. Педагогический состав

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Стипендии и иные виды материальной поддержки

Платные образовательные услуги

Финансово-хозяйственная деятельность

Вакантные места для приема (перевода)

НАШ САД

История ДОУ

Визитная карточка учреждения

Экскурсия по ДОУ

Наши достижения

Методический блок

Профсоюз

Контакты

Соответствие сайта требованиям

РОДИТЕЛЯМ

Консультации специалистов

ГРУППЫ

Первая младшая группа

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая група

Подготовительная группа

Группа кратковременного пребывания

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ СЕРВИСЫ

Полезные ссылки

Карта сайта

Гостевая книга

Написать обращение

МДОУ детский сад "Туяа" ГО «Поселок Агинское»2015 ©